Centrum Kultury Polskiej
Mariupolski Uniwersytet Państwowy

 
Forum
Forma logowania
Login:
Hasło:

Mapa strony

Statystyka

Witaj, Gościu · RSS 17.05.2024, 08:31

[ Nowe wiadomości · Regulamin forum · Wyszukiwanie · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Forum » Międzynarodowа Konferencjа Internetowа "AKTUALNE PROBLEMY SLAWISTYKI" » Секция 5. Методы, направления, школы в славянских литературах » РОК-ПОЭЗИЯ В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ (Ильинская Виктория Владимировна)
РОК-ПОЭЗИЯ В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ
MarinaData: Sobota, 28.06.2014, 22:45 | Wiadomość # 1
Grupa: Администратор
Wiadomośc: 127
Plusiki: 1
Status: offline
Ильинская Виктория Владимировна
студентка Мариупольского государственного университета Украина


РОК-ПОЭЗИЯ В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ


В современном литературоведении ведутся споры о принадлежности рок-поэзии к какому-либо литературному жанру и к литературе вообще. Нет устоявшегося и закрепившегося мнения о том, что рок-произведения можно отнести конкретно к поэзии, как и нет убеждения в том, что рок-поэзия может существовать вне музыки и издаваться в виде поэтических сборников. К этой проблеме обращается Ю.Доманский в работах: «Русская рок-поэзия: проблемы и пути изучения», «Циклизация в русском роке». В них наиболее широко раскрывается проблема изучения рок-поэзии и рок культуры в целом. Автор рассматривает пути изучения феномена русской рок-поэзии, вопрос об отграничении рок-поэзии от прочих явлений культуры. Т. Логачева затрагивает проблему жанровой природы рок-произведений и возможности их самостоятельного бытования вне музыки и шоу в своей работе «Русская рок-поэзия 1970-х - 1990-х гг. в социокультурном контексте». Следует также выделить сборники «Русская рок-поэзия: текст и контекст», выпускаемые кафедрой теории литературы Тверского государственного университета, которые стали своего рода феноменом литературоведения. Статьи сборников посвящены проблемам поэтики и семантики русского рока, в них рассматриваются новые формы бытования песенных текстов, решаются проблемы текстологии, рассматривается проблема циклизации альбомов, субкультурности рок-поэзии и т.п. нам представилось интересным рассмотреть жанровую специфику рок-поэзии на материале творчества А. Васильева («Сплин»)
Рок-тексты занимают промежуточное положение между собственно поэзией и словесным сопровождением музыки. На данном этапе современного литературного процесса рок-поэзия рассматривается как своего рода субкультура, ориентированная преимущественно на современное молодое поколение, что является не совсем верным определением. Особое внимание следует уделить явлению рок-поэзии и ее связи с художественной литературой, в частности, с литературой Серебряного века, где можно даже выделить общую тематику, присущую обеим, а также литературные традиции, к которым обращаются рок-поэты. Рок-поэзия восходит к фольклору, использует в своих произведениях различного рода мифы и т.д., но главное, что сумела вобрать в себя рок-поэзия – это близкое литературе XX века мироощущение катастрофы, упадка, абсурдности бытия.
Очень значимым для рок-поэзии остается обретение человеком свободы, своего истинного «я». Часто используется мотив двоемирия: реальность искажена, а идеалом является некий мифический Потерянный рай, к которому нужно стремиться – это та гармония, которую человек утратил из-за своей греховности, но которого можно достичь путем сложного духовного поиска. «Рок-герой является носителем мистического сознания: чаще всего он провидец, который осознает глубинную суть происходящего в жизни. Но он же и боец, и критик, и шут, меняющий маски в зависимости от ситуации, но он непременно остается самим собой» - говорит в своей научной работе Т. Кожевникова. [1; с. 74].
Следует отметить связь рок-поэзии с постмодернизмом, на что указывают и некоторые исследователи, отмечая, в частности, что в стихах Башлачева насыщенность цитатами и сам способ цитирования – не отдельных строк, а строк как знаков времени, - свидетельствует о новом этапе развития литературы (постмодернистском) Далее эта тенденция развивается и у многих других современных рок-авторов. Как отмечает А. Моисеев, изучая интертекст русской поэзии: «…каждое слово в постмодернистской культуре – это цитата, и использование цитат, вообще «чужого» слова характерно как для признанных авторитетов рок-поэзии (Кинчев, Башлачев), так и для молодых поэтов (Арбенина)» [2; с.199].
Главным способом бытования рок-культуры является альбом. Следует заметить, что в роке существование композиции вне альбома почти невозможно. Следовательно, альбом может быть рассмотрен как особая жанровая форма, которую вполне можно соотнести с лирическим циклом. Альбом в рок-поэзии обладает основными особенностями, которые присущи лирическому циклу: авторские контексты; единство композиций, входящих в альбом, которые объясняются замыслом автора; альбом озаглавлен самим автором и т.д.
Так «Реверсивная хроника событий» А. Васильева (группа «Сплин») – это альбом-эксперимент, каждая композиция которого вызывает больше вопросов, чем ответов – там царит культ неясностей, пропусков и намеков. Песни неоднородны по жанру: можно встретить рок-балладу «Сиануквиль», романс «Романс», мантру «Человек и Дерево» и чисто рокенролльные композиции «Бериллий», «7/8». Автор экспериментирует с музыкой: первая песня под названием «7/8» – написана в нестандартном для песни ритме – 7/81. В тексты вставлены реверсированные строки (развернутые задом наперед) – так в песне «Лабиринт»:
Шампанское льётся на кухне их крана
На головы на (ыволог)
В этом альбоме автор задается целью постичь мир и место человека в нем. «Текстам А. Васильева присуща особая постмодернистская гиперчувствительность, вследствие которой мир видится огромным и хаотичным. Законы, по которым развиваются время и пространство – демонстрируют свою условность» [3; с.195]. Таким образом, в альбоме «Реверсивная хроника событий» наблюдается широкое использование поэтики постмодернизма – это и неясность, лабиринт смыслов, принцип произвольного монтажа, дисгармоничность, несоразмерность. Также происходит разрушение традиционного канона прекрасного. Однако главным отличием творчества А. Васильева является открытость автора миру, принятие его хаотичной красоты, в противовес бытующему в постмодернизме страху перед окружающей действительностью. Произведений А. Васильева так же характерно сходство с декадентским мироощущением Серебряного века. Но если в начале прошлого века декадентские чувства были безысходны, то здесь мы видим надежду, стремление к свету, спасению и гармонии.
Таким образом, рок-поэзия развивается, следуя современным литературным традициям, что и позволяет говорить о ней как о самостоятельном явлении не только современной культуры, но и литературы.

Литература
1. Кожевникова Т. Этапы становления русской рок-поэзии в контексте обретения национального содержания / Т. Кожевникова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 41. – С. 73-77
2. Моисеев А. Интертекст в русской рок-поэзии: к проблеме изучения / А. Моисеев // Политическая лингвистика. – 2005. – № 16. – С. 197-202
3. Пилюте Ю. Постмодернизм в творчестве А. Васильева / Ю. Пилюте // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – 2007. - № 9. – С. 194-200.

Резюме
Данная работа посвящена рассмотрению феномена рок-поэзии в контексте литературных традиций. Особое внимание уделяется проблеме принадлежности данного явления рок-культуры к какому-либо литературному жанру и к литературе, в целом. В работе рассматривается специфика жанра рок-поэзии, формы бытования рок-произведений, а также проблема циклизации. В качестве анализа явления рок-поэзии в работе рассмотрено творчество группы «Сплин» в контексте литературы XX века, с целью доказать, что рок-поэзию на современном этапе можно смело отнести к литературному явлению.

Summary
This work is devoted to consideration of a phenomenon of rock poetry in a context of literary traditions. The special attention is paid to a problem of accessory of this phenomenon of rock culture to any literary genre and to literature, as a whole. In work specifics of a genre of rock poetry, a form of an existing of rock works, and also a cyclization problem are considered. As the analysis of the phenomenon of rock poetry in work Splin group creativity in a context of literature of the XX century, with the purpose to prove is considered that the rock poetry at the present stage can be carried to the literary phenomenon safely.
 
Forum » Międzynarodowа Konferencjа Internetowа "AKTUALNE PROBLEMY SLAWISTYKI" » Секция 5. Методы, направления, школы в славянских литературах » РОК-ПОЭЗИЯ В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ (Ильинская Виктория Владимировна)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Новый ответ
Imię:
Tekst wiadomości:
Kod bezpieczeństwa:

Copyright РФП МГУ © 2024
Веб-дизайн, технічна підтримка та адміністрування: Белла Марина Віталіївна its.me.marina@gmail.com