К.Э. Чекаленко,
студентка III курса
специальности «Перевод (украинский, русский, польский)»
Мариупольского государственного университета,
г. Мариуполь, Украина
КОНЦЕПТ «БЕРЕЗА» В РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ
ПО ДАННЫМ СВОБОДНОГО АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Для объяснения внутренних процессов языкового сознания человека в когнитивной лингвистике используется термин «концепт». Данный термин потребовался когнитивистам для того, чтобы объединить множество разнообразных единиц ментального словаря неким родовым понятием, отвечающим представлению о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде некоторых «квантов» знания.
Е.С. Кубрякова понимает концепт как «оперативную содержательную единицу памяти, концептуальной системы, всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [2, с. 90].
Некоторые ученые интерпретируют концепты как единицы мышления, а не памяти, отталкиваясь от того, что основное назначение концептов – обеспечение процесса мышления. З.Д. Попова и И.А. Стернин, например, определяют концепт как дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету [3, с. 34].
Близко к данному понимание концепта, предложенное М.В. Пименовой: «Концепт – это некое представление о фрагменте мира или части такого фрагмента, имеющее сложную структуру, выраженную разными группами признаков, реализуемых разнообразными языковыми способами и средствами. Концептуальный признак объективируется в закрепленной и свободной формах сочетаний соответствующих языковых единиц – репрезентантов концепта. Концепт отражает категориальные и ценностные характеристики знаний о некоторых фрагментах мира. В структуре концепта отображаются признаки, функционально значимые для соответствующей культуры. Полное описание того или иного концепта возможно только при исследовании наиболее полного набора средств его выражения» [1, с. 10].
На сегодняшний день не существует единой теории, четко определяющей структуру концепта. Однако все лингвисты, разрабатывающие проблемы концептуализации знаний, отмечают, что концепт имеет определенную структуру. Данная структура носит нежесткий характер. Это связано с активной динамической ролью концепта в процессе мышления – он все время функционирует, актуализируется в разных своих составных частях и аспектах, соединяется с другими концептами и отталкивается от них.
В работах З.Д. Поповой и И.А. Стернина «Когнитивная лингвистика» [3] и «Очерки по когнитивной лингвистике» [4] представлена полевая модель структуры концепта. Данная модель дает наиболее полное представление о структуре концепта. Подобно полевой модели значения слова (архисема в ядре, дифференциальные семы на ближней периферии, скрытые семы на дальней периферии), ученые предположили, что и концепт имеет многокомпонентную и многослойную организацию, которая может быть выявлена через анализ языковых средств ее репрезентации.
Согласно Е.Ф. Тарасову, языковое сознание исследуется через овнешняющие его содержание языковые средства, к которым относятся отдельные лексемы, словосочетания, фразеологизмы, тексты, ассоциативные поля и ассоциативные тезаурусы как совокупность этих полей [5, с. 3].
Ассоциативное поле моделируется в результате проведенного свободного ассоциативного эксперимента из вербальных реакций информантов на определенное слово-стимул. Данное поле представляет собой языковой материал, овнешняющий языковое сознание, а его анализ позволяет выявить содержание и структуру концептуализируемого предмета или явления как единицы языкового сознания.
Представляется интересным рассмотреть когнитивные признаки и смысловой объем концепта «береза» в языковом сознании носителей русского языка.
Концепт «береза» – один из центральных концептов русской концептосферы. Для русского человека нет дерева роднее, чем береза. Летом в тени березы можно было укрыться от солнца, зимой березовые дрова хорошо согревали. На бересте в древности писали, из нее же плели короба и шкатулки. Береза у древних славян была не только символом плодородия, но и надежным оберегом от злых духов. Березовые ветки, уложенные под крышу дома, предотвращали от попадания молнии, оставленные в огороде или в поле, отпугивали грызунов и птиц, а воткнутые перед дверями хлева или сарая, ограждали домашний скот от нечистой силы и ведьм. Традиционный в русской бане березовый веник символизировал очищение и исцеление. Береза – символ России. О ней сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных полотен.
Смоделировать ассоциативное поле концепта «береза» оказалось возможным в результате проведения с ноября 2010 г. по октябрь 2013 г. свободного ассоциативного эксперимента среди представителей русской этнолингвокультуры, проживающих на территории этнической родины, а также в Украине, США, в странах Европейского союза (Греция, Кипр, Италия, Нидерланды, Германия) и Азии (Индия, Израиль). В данном эксперименте приняли участие 350 человек. Возраст испытуемых варьировался от 15 до 85 лет. На слово-стимул «береза» было получено 423 ассоциативные реакции, среди которых выделяются 366 повторяющихся реакций и 57 единичных реакций. В образованном ассоциативном поле отмечается 115 ассоциатов. Число повторяющихся ассоциатов равно 58. Случаев отказа от предоставления реакции на стимул «береза» не отмечено, что свидетельствует об актуальности данного концепта для русского языкового сознания.
БЕРЕЗА
дерево (62), Россия (32), сок (27), роща (16), белая (15), сережки (15), Есенин (13), «Во поле березка стояла …» (10), лето (10), красота (9), лес (9), Родина (9), «Белая береза под моим окном…» (7), веник (7), стройная (7), береста (6), листья (5), природа (5), ансамбль (4), весна (4), кладбище (4), кудрявая (4), русская (4), символ России (4), телевизор (4), белоствольная (3), березняк (3), высокая (3), дрова (3), зеленая (3), Русь (3), мебель (3), стихотворение (3), бруньки (2), ветерок (2), грибы (2), девушка (2), зеленые листочки (2), зелень (2), изящная (2), карликовая (2), красивая (2), красиво (2), народная медицина (2), «От чего так в России березы шумят …» (2), пейзаж (2), песня (2), «Подари, березка, мне свои сережки …» (2), поле (2), посадки (2), почки (2), родное (2), сарафан (2), ствол (2), стихи (2), тонкое дерево (2), черно-белая (2), Шукшин (2), белый ствол; берег; валютный магазин; висячие ветки; «Вы шумите, шумите, надо мною, березы …»; дает силы; деревня; деревня Березовка; деревья; детство; длинные ветви; душа; дятел; жизнь; зеленые молодые листочки; зеленый цвет; камень; клещи и мусор сверху; клопы; кора; кротость; кудри; лавочка; лиственное дерево; листья шумят; меланин; небо; нежность; окно; осина; подберезовик; полоски; попугай; посадил; пригорок; прогулка; простор; радует глаз; розги; русский лес; русское дерево; сказки; скромность; соседская; стихотворение Пушкина; стройный стан; с черными пятнами; традиция; Троица; улица; упражнение; фотографии; хоровод; чистота; шашлыки; школьный двор; язычество.
Общее число ассоциативных реакций 423 Общее количество ассоциатов 115
Число повторяющихся реакций 366 Число повторяющихся ассоциатов 58
Единичные реакции (ассоциаты) 57 Количество отказов –
Литература
1. Введение в когнитивную лингвистику : [учебное пособие / З.Д. Попова, И.А. Стернин, В.И. Карасик, Е.А. Пименов; отв. ред. М.В. Пименова]. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2005. – 220 с. – (Серия «Концептуальные исследования». Вып. 4).
2. Краткий словарь когнитивных терминов / [Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков; под общ. ред. Е.С. Кубряковой]. – М. : Филологический фак-т МГУ, 1996. – 245 с.
3. Попова З.Д. Когнитивная лингвистика : [учебное пособие] / З.Д. Попова, И.А. Стернин; Федеральное агентство по образованию, Воронежский гос. ун-т. – М. : АСТ : Восток-Запад, 2010. – 320 с.
4. Попова З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова, И.А. Стернин. – Воронеж : Истоки, 2001. – 191 с.
5. Тарасов Е.Ф. Языковое сознание – перспективы исследования (предисловие) / Е.Ф. Тарасов // Языковое сознание : содержание и функционирование : XIII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации : [тезисы докладов, 1-3 июня 2000 г., Москва / гл. ред. Е.Ф. Тарасов]. – М. : Институт языкознания РАН и МГЛУ, 2000. – С. 3-4.
Chekalenko K.E. The concept "birch" in the Russian linguistic consciousness according to the free associative experiment.
Among the questions considered by cognitive linguistics are the questions of how the linguistic consciousness of a person is organized, how the information about the world is represented in the linguistic consciousness of a native speaker, how the processes of generation, perception and understanding of speech are realized, in what form the structures of knowledge, that are formed by man, are verbalized and the questions of the role of language in the processes of obtaining, processing, storing and using information. This article deals with the structure and content of concept "birch" in the Russian linguistic consciousness, revealed as a result of the free associative experiment.
Key words: concept, content of concept, structure of concept, frees associative experiment, linguistic consciousness.