Centrum Kultury Polskiej
Mariupolski Uniwersytet Państwowy

 
Forum
Forma logowania

Mapa strony

Statystyka

Witaj, Gościu · RSS 15.01.2025, 06:50

[ Nowe wiadomości · Regulamin forum · Wyszukiwanie · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
МЕТАМОДЕРНИЗМ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ
MarinaData: Poniedzieałek, 30.05.2016, 10:22 | Wiadomość # 1
Grupa: Администратор
Wiadomośc: 127
Plusiki: 1
Status: offline
Мясоедова М.В.
студентка
Мариупольский государственный университет
г. Мариуполь, Донецкая обл., Украина


МЕТАМОДЕРНИЗМ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ


Интернет дал возможность не только профессиональным писателям, критикам, журналистам, фотографам выкладывать свои стихи, прозу, обзоры, статьи, заметки, репортажи и т.д. После того, как люди с разных уголков земли получили возможность беспрепятственно и беспрерывно обмениваться информацией, рухнул основополагающий тезис постмодернизма о том, что всё уже было сказано, ведь появилось столько неизведанного и неизвестного. Появление Цифрового носителя, определило появление новой культуры.
В 2006 году английский философ Алан Кирби в статье «Death of postmodernism and beyound» впервые ввел термин «псевдомодернизм», который должен был обозначать новое течение в искусстве, пришедшее на смену постмодернизма. Однако термин не устроил ни общественность, ни самого философа, и он заменил его на «цифромодернизм» в книге под названием «Digimodernism». В своих работах Кибри утверждал, что тексты современной литературы отличны тем, что базируются на цифровых технологиях, создаются читателями для читателей. К тому же, они лишены иронии, самопародирования и цинизма, из которых состоит постмодернистское произведение. Критики не восприняли тезисы философа, так как примеры текстов, которые он давал в своих работах, не соответствовали его же идеологии – труды А.Кирки были названы банальными и отвергнуты [3].
На смену английскому философу пришли голландские: Тимотеус Вермюлен и Робин ван дер Аккер, которые на сегодняшний день считаются главными теоретиками нового течения. В 2010 году они написали статью «Notes on Metamodernism» и создали одноименный сайт. Статья начинается с констатации того факта, что сегодняшний мир не может похвастаться той экономической и политической стабильностью, которая была в конце 20 века и оказала влияние на формирование постмодерна: за несколько десятилетий стало понятно в каком ужасном состоянии находится экосистема и финансовая ситуация в странах. Далее философы отмечают, что произведения современного искусства больше не укладываются в рамки постмодерна, так как они наполнены уже не иронией и насмешкой, а надеждой и оптимизмом.
Новое течение они предлагают назвать «метамодернизмом», вспоминая, что в переводе с греческого приставка μετά- — между, после, через; и уточняя, что нынешнее течение исторически идет после постмодерна, однако в то же время находится между характерной современности любознательностью и явной беспристрастностью постмодернизма (в оригинале «between a typically modern commitment and a markedly postmodern detachment»); оно не стабильно и словно раскачивается между бесчисленными полюсами: отталкиваясь от полюса активности к иронии и апатии, и снова притягиваясь к полюсу воодушевления и любознательности [1, c. 1]. Авторы согласны с тем фактом, что на сегодняшний день нельзя утверждать, что все признаки постмодернизма исчезли, однако многие из них приобрели другую форму, и, что более важно, иной смысл. [1, с. 4]. Также Тимотеус и Робин ссылаются на работы немецкого теоретика Рауля Эшелмана, в чьих статьях появляется понятие «performatism», которое предполагает, что писатель вовлекает читателя в своё произведение, давая ему возможность, идентифицировав себя с героем, заполнить пробелы недостающие для целостного восприятия и завершенности. [1, с. 6]. Таким образом зритель становится соавтором произведения, но, в отличии от постмодернизма, он не просто выбирает для себя тот или ной смысл, который автор вложил в слова, а буквально пишет произведение.
После статьи «Notes on Metamodernism» к разработке теории метамодернизма присоединились Надин Фесслер, Хила Шахар, Люк Тернер и Элисон Гиббонс. Так Люк Тернер в 2011 году написал «Манифест метамодернизма», в котором утверждаются основы идеологии и призывы нового течения. Основным тезисом является первый пункт, который более полно раскрывается в последующих семи: «Мы признаем, что колебания — естественный миропорядок» [6]. Четких характеристик и границ данный манифест не ставит, а лишь развивает мысли выдвинутые голландскими философами.
Тимотеус Вермюлен и Робин ван дер Аккер утверждают, что на сегодняшний день понятие метамодернизма только разрабатывается, над этим работают более 30 писателей и ученых со всего мира. Более того, философы предлагают каждому из нас присоединиться к работе, отправив им статью на английском языке от 200 до 2000 символов, в которой будут рассуждения, касающиеся современного искусства; или же поддержав их работу на официальном сайте, в твиттере или инстграме. Тимотеус Вермойлен говорит: метамодернизм – это не столько философия – что подразумевает замкнутую онтологию – сколько своего рода документ в открытом доступе, который может контекстуализировать и объяснять, что происходит вокруг нас: как в экономике, так и в искусстве [5].
Такой подход – яркая характеристика метамодернизма, одно из оснований существования которого – освоение миллионами пользователей сетевого пространства.
Осознание безграничных возможностей познания заменяет девиз «цитировать всё» на призыв «попробовать всё», исследовать и узнать новое, не углубляясь в теорию, а беспрерывно двигаясь вперед в ногу со временем. Не смотря на обратную сторону медали информационной «вседоступности», которая открывает реальные факты об экономическом, экологическом и геополитическом кризисе, разработчики понятия метамодернизма утверждают, что современный мир устал от бесконечной критики и сарказма, поэтому на смену им придет любознательность. При этом искусство не перестанет передавать разочарованность и даже отчаянье, которые вызывают беды и проблемы, однако оно, словно маятник, будет двигаться от негатива к позитиву [4].
Как уже говорилось выше, цифровое пространство – основная площадка метамодернизма и в связи с этим следует упомянуть о сетевой культуре, как её назвал литовский теоретик Казис Варнялис. Данное понятие отражает переход культуры в виртуальную реальность, которая является частью жизни любого человека, благодаря распространению «умных» телефонов и часов, планшетов и прочих гаджетов, которые обеспечивают постоянный доступ в сеть, возможность делиться информацией и комментировать представленный в виртуальном пространстве контент. Как пишет русский ученый В.В. Суханов: «Современный человек это не просто биологический организм, который способен воспроизводить и вносить свои семейные традиции, нормы поведения в социум, в культуру государства. Сегодня человек является «оператором», от слаженной работы которого зависит его культурное, духовное развитие, успехи на работе и в личной жизни. И если «оператор» никак не представлен в интернете, это означает, что шансы на успех в реальной жизни у него не так велики, как у человека, который является пользователем интернета. Другими словами, “если тебя нет в цифре, значит, тебя вообще нет”» [2, c. 4]
Подводя итог, можно сказать, что метамодернизм – это своего рода попытка преодолеть кризис постмодернизма, отказаться от его иронии и цинизма, построить новый мир без границ, что стало возможно в виртуальной реальности. Данное понятие ещё не приобрело силу, более того оно малоизвестно, вызывает массу критики и споров, однако можно утверждать, что оно безусловно имеет право на существование и, вероятнее всего, будет развиваться молодым поколением, в особенности так называемой «интернет-интеллигенцией», которая на сегодняшний день поддерживает новое течение и занимается его распространением (об этом свидетельствует как постоянный рост статей на официальном сайте метамодернизма, так и активный перевод энтузиастами манифеста, обсуждение данной темы на форумах и блогах).

Литература
1. T. Vermeulen Notes on metamodernism / Vermeulen T., Akker R. // Journal of AESTHETICS & CULTURE – 2010. – Вып. 2 – С.1-14
2. Суханов В.В. Сетевая культура – неотъемлемая часть новых ценностей гражданского общества / В.В. Суханов // Современные исследования социальных проблем: эл. научный журнал – 2014. – Вып. 3(35) – С.1-14
3. The Death of Postmodernism and Beyond [Электронный ресурс] / Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Death_of_Postmodernism_and_Beyond
4. Turner L. Metamodernism: A Brief Introduction [Электронный ресурс] / L. Turner // Официальный сайт по теории метамодернизма Notes on metamodernism. – Режим доступа: http://www.metamodernism.com/2015....duction
5. Истомина Т. Метафизика метамодернизма. Эпитафия на смерть постмодерна [Электронный ресурс] / Т. Истомина // Онлайн-журнал СТАМП. – Режим доступа: http://theslump.ru/metamod/
6. Тернер Л. Манифест метамодернизма [Электронный ресурс] / Л. Тернер // Манифест метамодернизма. – Режим доступа: http://www.metamodernism.su

Review
Nowadays appears a great questions: is postmodernism still here? What can we say about art and literature, which were created since 2000? Are they are different from previous 10 years? In this article we will speak about the development of the idea about methamodernism. One should note here that this topic is actual because methamodernism is our nowadays history.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Новый ответ
Imię:
Tekst wiadomości:
Kod bezpieczeństwa:

Copyright РФП МГУ © 2025
Веб-дизайн, технічна підтримка та адміністрування: Белла Марина Віталіївна its.me.marina@gmail.com