Centrum Kultury Polskiej
Mariupolski Uniwersytet Państwowy

 
Forum
Forma logowania

Mapa strony

Statystyka

Witaj, Gościu · RSS 15.01.2025, 11:22

[ Nowe wiadomości · Regulamin forum · Wyszukiwanie · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ОБРАЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИДЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА НА ПРИМЕРЕ РОМАНА....
Lesia_GrebenukData: Poniedzieałek, 03.06.2013, 19:05 | Wiadomość # 1
Grupa: Проверенные
Wiadomośc: 1
Plusiki: 0
Status: offline
Гребенюк Олеся
студентка 3 курса Мариупольского государственного университета (Украина)


ОБРАЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИДЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА НА ПРИМЕРЕ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»


Актуальность данной работы состоит в том, что проблема положительного человека всегда была интересна, особенно для литературы, многие писатели брались за эту задачу, но далеко не всем она была под силу. Целью нашего исследования является изучение и анализ образа Христа у Достоевского в его романе «Идиот» и выяснение, есть ли место такому человеку, как князь Мышкин, в нашем мире, и каково его предназначение.
Образ Иисуса Христа в определенных исторических ситуациях был очень популярен в культуре, литературе разных стран мира, Россия не была исключением. Образ Христа – Иешуа в романе «Мастер и Маргарита» - это воплощение чистой идеи добра и идеала нравственного совершенства. Ч. Айтматов, обращаясь к образу Иисуса,  поднимает идейно-эстетическую проблематику на высоту «вечных» вопросов, связанных с бытием человечества. Писатели, обращаясь к образу Иисуса Христа, акцентируют свое внимание на проблемах определенного исторического периода. В романах «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Плаха» Айтматова происходит чередование временных пластов, что позволяет осмыслить и связать настоящее, прошлое и будущее всего человечества.
Достоевский oтважился на решительный шаг – изобразить Христа, и посмотреть на мир его глазами: «Идея романа – моя старинная и любимая, нодо того трудная, что я долго не смел браться за нее, а если взялся теперь, то решительно потому, что был в положении чуть не отчаянном. Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете»[1;с.23]. Существует  множество аналогий между “князем Христосом” евангельским Христом в произведении. Но князь Мышкин — не посланец Христа, его идея — открытие человеческого в самом человеке. С одной стороны, Достоевский хотел изобразить человека, образ которого максимально приближен к образу Христа, с другой же стороны писателю важно  было, чтобы Мышкин не получился евангельской схемой.
Мышкин  воплощает христианскую любовь.  Но его любовь, любовь-жалость, не понимают, она людям непригодна, слишком высока и непонятна: "надо любовью любить". Достоевский оставляет этот девиз Мышкина без всякой оценки; такая любовь не приживается в мире корысти, хотя и остается идеалом.
Князь близко к сердцу воспринимает  трагедии и конфликты, страсти и горести еще недавно чужих, но вскоре ставших ему близкими и дорогими «друзьями» людей. Такое столкновение идеального героя с действительностью, которое от эпизода к эпизоду усложняется и обостряется, и составляет главный конфликт романа.
«Буквальноко всем князь проявляет величайшее сочувствие и склонность находиться в дружеских отношениях. Отсюда и его щедрость — даже к нахально требующим у него денег нигилистам, претендующим на наследство Павлищева. И их он считает все-таки пострадавшими. Он многих за что-нибудь благодарит».[2; с.99]
Из Швейцарии Мышкин попадает в невыносимые для него условия Петербурга. Все – Настасья Филипповна, Рогожин, Аглая, Лебедев кружатся в бесконечных и нескончаемых страстях. Князь говорит им, пытается их убедить, что мир прекрасен, что жизнь – это и есть счастье: «...Неужелив самом деле можно быть несчастным? О, что такое мое горе и моя беда, если я в силах быть счастливым? Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его? Говорить с человеком и не быть счастливым, что любишь его! О, я только не умею высказывать... а сколько вещей на каждом шагу таких прекрасных, которые даже самый потерявшийся человек находит прекрасными? Посмотрите на ребенка, посмотрите на Божию зарю, посмотрите на травку, как она растет, посмотрите в глаза, которые на вас смотрят и вас любят...» [1; с.387] Этот монолог является наиболее точной характеристикой князя Мышкина. Но, увы, своим состраданием и любовью князь только мучит окружающих. У него только благие побуждения, он хочет спасти их, но в итоге губит и гибнет сам.
«Изображение «положительно прекрасного человека» - задача непомерная. Искусство может приблизиться к ней, но не разрешить ее, ибо прекрасный человек – святой.
Святость – не литературная тема. Чтоб создать образ святого, нужно самому быть святым. Святость – чудо; писатель не может быть чудотворцем. Свят один Христос, но роман о Христе невозможен».[4; с.157]
Большинство критиков вообще исключают всякий христианский смысл в образе князя. Мышкин выступает у них как «раздвоенный человек».
Проблема Мышкина была в том, что он наивен и открыт как ребенок, а также то, что все проблемы других людей, он воспринимает близко к сердцу. Именно поэтому он стал жертвой этой жестокой жизни.

Список использованнойлитературы:
1. Достоевский Ф. М. Идиот / Ф. М. Достоевский. – М: Эксмо, 2009. –640с.
2. Достоевский Ф. М. - Письма (1866) [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://www.croquis.ru/2543.html
3. Мелетинский Е.М. Заметки о творчестве Достоевского/ Е.М. Мелетинский. – М: Наука, 2001. – 99с.
4. Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество/ К.В. Мочульский. - М., 1995.-389.

Резюме
Проблема
положительного человека всегда была интересна, особенно для литературы, многие писатели брались за эту задачу, но далеко не всем она была под силу. В нашем исследовании мы рассмотрели образ Христа у других писателей и сравнили его с образом у Достоевского, также мы изучили точки зрения критиков, по поводу «положительно идеального человека» у Ф.М. Достоевского. Задачей исследования было изучение и анализ образа Христа у Достоевского в его романе «Идиот» и выяснение, есть ли место такому человеку, как князь Мышкин, в нашем мире, и каково его предназначение.


Wiadomość zredagowana przez Lesia_Grebenuk - Poniedzieałek, 03.06.2013, 19:44
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Новый ответ
Imię:
Tekst wiadomości:
Kod bezpieczeństwa:

Copyright РФП МГУ © 2025
Веб-дизайн, технічна підтримка та адміністрування: Белла Марина Віталіївна its.me.marina@gmail.com