Светлакова Виктория
студентка Мариупольского государственного университета (Украина)
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Для рассмотрения образов животных в русской литературе мы взяли произведения – А.И. Куприна, А.П. Чехова и И.С. Тургенева .
Целью нашего исследования является рассмотрение анималистических образов в русской литературе на примере образов cобак в произведениях А.И. Куприна «Белый пудель», А. П. Чехова «Каштанка» и И. С. Тургенева «Муму».
Данная тема актуальна, т.к. в образах представленных животных в очередной раз раскрывает проблему взаимоотношений человека и природы.
Образы «животных» в художественной литературе фигурировали в разные эпохи. С давних времён, животное было культом поклонения, выполняло роль тотема – хранителя рода. Люди верили в их силу и мощь, и что именно культ животному спасёт их от всех невзгод и ненастий. Таким образом, животное считалось чем-то священным, светлым и оберегающим.
В литературе многочисленные образы животных наделяются человеческими качествами, иногда даже вступают с ними в противоборство. И очень часто автор пытается донести до читателя суть человеческих проблем через поведение и поступки животного.
Рассматривая анималистические образы в литературе, мы обращаемся к животному эпосу. «Животный эпос» восходит к ранним формам народного творчества. Чаще всего термин «животный эпос» применяется к средневековому эпосу и народным сказкам о животных.
Анализируя рассказ А. И. Куприна, мы обратили внимание на портретное описание животного. Согласно описанию собаки, это красивый белый пёс, похожий на льва. Как мы знаем, лев является символом господства и отваги, мужества и благородства, верховной власти. Так и пёс Арто в бродячей труппе, как глава и хранитель всей команды. Он как вожак, который вырывается вперёд и указывает дорогу.
«У перекрестков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперед». [1; с.186]
Обратим внимание на рассказ А. П. Чехова «Каштанка». Центральным персонажем рассказа является собака по кличке Каштанка.
«Молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?». [2;с.28]
В следующей повести И. С. Тургенева «Муму», автор не только описывает животное, но и показывает отношение человека к нему. Дворник Герасим находит бедное животное на берегу реки и не проходит мимо, а забирает вместе с собой.
«Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой.».[2; с.176]
Так как в рассказах и повести нашего исследования, животное – это собака, то мы рассматривали её поведение, описание, взаимоотношение человека и природы.
«Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности, так и самоопределение всего человеческого рода не может свершаться вне его отношения к животному царству».[5; с.1]
Люди и животные тесно связаны между собой. Взаимоотношения между человеком и животным должны строиться на чувстве ответственности. Только так можно достичь взаимопонимания с животным. Животные, а в особенности собаки как никто понимают и чувствуют человека. Они привязаны и преданы своим хозяевам до конца своих дней.
Список использованной литературы:
1. Куприн А.И. Повести и рассказы/ А. И. Куприн. – М: Детская литература, 1976. – С. 351.
2. Тургенев И.С. Повести/ И.С. Тургенев. – М: Художественная литература, 1987. – С. 479.
3. Чехов А. П. Дама с собачкой/ А. П. Чехов. – М: ООО «Издательство АСТ», 2001. – С.192.
4. Чехов А. П. Дом с мезонином/ А.П. Чехов. – М: Художественная литература, 1983. – С. 320.
5. Эпштейн М.М. «Природа, мир, тайник вселенной…». Система пейзажных образов в русской поэзии/ М.М. Эпштейн. - М: Высшая школа, 1990. - С. 304.
Резюме
В русской литературе особое место занимают анималистические образы. Она затрагивает взаимоотношения человека с природой. Яркими представителями анималистической литературы являются А.И. Куприн, А.П. Чехов и И.С. Тургенев, произведения которых рассмотрены в нашем исследовании.