Centrum Kultury Polskiej
Mariupolski Uniwersytet Państwowy

 
Forum
Forma logowania

Mapa strony

Statystyka

Witaj, Gościu · RSS 15.01.2025, 06:45

[ Nowe wiadomości · Regulamin forum · Wyszukiwanie · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ОБРАЗ ПЕТРА ВЕЛИКОГО В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX – XX ВЕКОВ
OlgaData: Poniedzieałek, 03.06.2013, 11:43 | Wiadomość # 1
Grupa: Проверенные
Wiadomośc: 2
Plusiki: 0
Status: offline
Мезинова Ольга,
студенка Мариупольского государственного университета (Украина)


ОБРАЗ ПЕТРА ВЕЛИКОГО В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX – XX ВЕКОВ


Тема «Образ Петра I в русской литературе XIX – XX веков» является довольно актуальной в наше время. Актуальность работы обусловлена потребностью исследовать длительный процесс осмысления образа Петра Великого с художественной точки зрения в русской литературе XIX – XX веков как одной из наиболее значительных тем в русской литературе.
Цель нашего исследования: выявить общие и различные черты авторских концепций А.С. Пушкина и А.Н. Толстого в изображении личности русского императора, учитывая исторический и литературный контекст времени и творческую индивидуальность автора.
К середине XIX века сформировались мнение о значении эпохи и личности Петра для истории России. В этот период было собрано большое количество исторического материала и фактов, а также были сформированы основные мнения. Представление о значении эпохи и личности Петра в истории России уже тогда носило двойственный характер и послужило основой для дальнейших исследований.
Во второй половине XIX века начинается переосмысление эпохи и личности Петра Великого. Значительным этапом в изучении истории Петра, стали труды С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, М.Н. Милюкова. В своей книге «История России с древнейших времен» С.М. Соловьев впервые пишет о том, что реформы Петра были «закономерным, необходимым этапом в развитии русского государства» и обусловлены «внутренней потребностью страны в экономическом развитии, осознанной Петром» [3; 213].
В. Ключевский считал, что реформы Петра носили насильственный характер: «она (реформа) была революцией не по своим целям и результатам, а только по своим приемам и по впечатлению, которое произвела на умы и нервы современников. Это было скорее потрясение, чем переворот» [1; 57 – 58].
Занимаясь исследованиями личности Петра и ее роли в проведении реформ, ученые затрагивали вопрос о характере Петра. Впервые об особенностях характера Петра заговорил В. Ключевский.
В поэме «Полтава» А. Пушкин наделяет императора божественными чертами, мифологизирует его образ, что было свойственно писателям XVIII века. Петр изображен в момент битвы под Полтавой, напоминая бога:
Тогда – то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
[2; 119].
В образе Петра происходит парадоксальное сочетание «ужасного» и «прекрасного», что является художественной находкой поэта. На лице Петра отразилась печать вдохновения боев, — это тот случай, когда вдохновенность героя так велика, что его внешние черты уже не играют никакой роли. Царь подобен богу: он — всемогущественный творец победы:
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами…
[2; 119].
В своих произведениях А.С. Пушкин смог понять значение петровской эпохи: исследователи полагают, что поэт приблизился к мысли о закономерном проведении реформ, их обусловленности социальными, экономическими и политическими причинами. А.С. Пушкин в своих произведениях обобщил и переосмыслил опыт историков и писателей XVIII и начала XIX веков.
Тема личности Петра интересовала и писателей XX века. Наиболее полно она отразилась в романе А. Толстого «Петр Первый». В основе композиции произведения лежит последовательное развитие характера Петра, его мужание. В романе описано постепенное превращение непослушного, норовистого мальчика в непреклонного правителя, реформатора, военачальника, мудрого дипломата и политического деятеля.
Петр у А. Толстого — земной человек, а не богоподобный как в поэме А. Пушкина. Автор часто изображает императора как обычного рабочего: с тачкой на стройке или с кувалдой в кузнице. Чаще всего Петр предстает перед читателем не в царских одеяниях, а в военном кафтане и в «холщовой запачканной рубахе с рукавами, закатанными по локоть» [4; 456] , либо в матросской куртке. Писатель подчеркивает и «мужицкие» манеры Петра: «бояре, поднося ко рту платочек, с усмешкой поглядывали на него: несуразный вьноша, и стоять не может, топчется, как гусь, косолапо, шею не держит...» [4; 139]. В гостях у немецких дам, он «вытирал руки о скатерть, чавкал громко, ввертывал матросские словечки, подмигивал круглым глазом и для выразительности пытался не раз толкнуть локтем Софью – Шарлотту» [4; 245].
А. Толстой в своем герое воплотил человеческие чувства и страсти, создал живой образ Петра с его любовью к жизни: «ни зверь, ни один человек, наверно, с такой жадностью не хотел жить, как Петр…»[4; 151].
Итак, А. Толстой создал разноплановый, сложный характер русского реформатора. Писатель изобразил своего героя в различных жизненных ситуациях, в отношениях с разными людьми. В своем романе автор выделяет положительные черты характера Петра, но не скрывает и отрицательные.
Таким образом, в русской литературе XIX – XX веков сложилось неоднозначное отношение к личности Петра I. В XIX веке Петра воспринимали как реформатора, не учитывая его личных качеств, его характер. Но уже в XX веке ученые старались объяснить деятельность Петра с точки зрения его характера. Эти взгляды нашли свое отражение в русской литературе.

Список использованной литературы:
1. Ключевский В. О. Русская история// В.О. Ключевский. – М: Мысль, 1993. – С. 57 - 58.
2. Пушкин A.C. Полтава/ А.С. Пушкин Собр. соч. в 3–х т. M, Художественная литература,1986. – T.2. – 128с.
3. Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре Великом/ С.М. Соловьев. - М: Наука, 1984. - С. 232.
4. Толстой А.Н. Петр Первый/ А.Н. Толстой. – М: Художественная литература, 1986. – 670с.

Резюме
В русской литературе XIX – XX веков сложилось неоднозначное отношение к личности Петра I. В XIX веке Петра воспринимали как реформатора, не учитывая его личных качеств, его характер. Но уже в XX веке ученые старались объяснить деятельность Петра с точки зрения его характера. Эти взгляды нашли свое отражение в русской литературе. Например, А.С. Пушкин изображает Петра как единственный инициатор реформ. Но уже А.Н. Толстой изображает Петра как обычного человека со своими достоинствами и недостатками.
 
Admnlrl701Data: Poniedzieałek, 13.11.2017, 20:53 | Wiadomość # 2
Grupa: Gości





http://pornchu.com/
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Новый ответ
Imię:
Tekst wiadomości:
Kod bezpieczeństwa:

Copyright РФП МГУ © 2025
Веб-дизайн, технічна підтримка та адміністрування: Белла Марина Віталіївна its.me.marina@gmail.com