Centrum Kultury Polskiej
Mariupolski Uniwersytet Państwowy

 
Forum
Forma logowania

Mapa strony

Statystyka

Witaj, Gościu · RSS 15.01.2025, 10:53

[ Nowe wiadomości · Regulamin forum · Wyszukiwanie · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
МЕТОД. РАЗРАБОТКА ЦИКЛА УРОКОВ ПО ТЕМЕ «РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ...
PedchenkoData: Poniedzieałek, 08.06.2015, 15:13 | Wiadomość # 1
Grupa: Проверенные
Wiadomośc: 22
Plusiki: 1
Status: offline
Сотниченко Марина Михайловна,
учитель-методист ООШ № 41 г. Мариуполя, Украина


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЦИКЛА УРОКОВ ПО ТЕМЕ
«РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ. СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 10 КЛАСС»

Методическая разработка представляет собой собрание уроков по темам, определённым действующей программой «Російська мова: Програма для 5–12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання» [1] – с внесёнными в неё изменениями в 2010. Уроки рассчитаны на 1 ч в неделю для 10 класса (уровень стандарта). Соответствует обязательному минимуму содержания образовательной программы, расширяет спектр возможностей учителя по формированию нравственности подрастающего поколения. Представленная модель ориентирована на реализацию концепции модернизации образования, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность языка и литературы для школьника – гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов.
Прогнозируемым результатом такого подхода к реализации концепции модернизации языкового образования является воспитание грамотного, компетентного носителя языка, осознающего его функциональные возможности и реализующего их в повседневной жизни, что призвано способствовать успешной социальной адаптации учащегося. Структура методической разработки включает следующие разделы: аннотация, выписка из программы, технологическая карта цикла уроков, разработки уроков с презентациями к ним, видео- и аудиоматериалами, дополнительные материалы для учителя и учащихся.
Главные теоретические темы цикла поданы блоком, что позволяет больше внимания уделить целостному стилистическому анализу текста, т.е. главный принцип изучения раздела – практическое применение знаний. Учебный материал содержит мультимедийные компоненты по общим темам: «Разговорный стиль», «Язык художественной литературы», «Основные произносительные нормы», «Правописание НЕ с разными частями речи». Созданные презентации позволяют не только в наглядном виде представить учебный материал, но и сэкономить на уроке время, необходимое для конспектирования материала, поскольку можно организовать распространение среди учащихся данных материалов на электронных носителях. Действенной формой работы является и ведение учащимися предметного портфолио. Материалы, входящие в портфолио по стилистике, представлены в рубрике «Дополнительные материалы».
В разработке и реализующих ее электронных средствах обучения темы по стилистике раскрываются на материале анализа стихотворений русского поэта В. Высоцкого, что даёт возможность показать языковой материал в литературном духовном пространстве, развивать общекультурные компетенции. Изучение творчества барда В. Высоцкого не предусмотрено программой по литературе; компенсировать этот недостаток можно на уроках языка, выбирая стихотворения для лингвистического анализа. 3 песни, предлагаемые для работы на центральных уроках темы, объединены тематически: они посвящены теме поэта и поэзии («Посещение Музы», «О фатальных датах и цифрах», «Прерванный полёт»). Такой подход позволяет сделать изучение языковых тем мотивированным, а обучение – проблемным. Видеофрагменты с демонстрацией песен В.Высоцкого используются для реализации практической части урока.
В разработанном цикле уроков использованы аудиозаписи разнообразных передач: «По-русски говоря», «Культура речи (Как правильно и грамотно говорить по-русски)». Названный приём необходим не только в качестве замены лекции учителя или авторитетной её поддержки, но и для того чтобы нормы русского литературного языка воспринимались учащимися в действии. Например, чтобы запомнить акцентологические нормы, слова нужно не столько видеть написанными, сколько воспринимать на слух. Интересной и плодотворной работой на уроке является слушание небольшого текста в аудиозаписи, его стилистический анализ и последующее сравнение с предложенным образцом. Такую возможность предоставляет диск «Культура речи».
Одним из самых ценных методических приёмов работы над текстом, предложенных в данной разработке, считаем таблицу для стилистического анализа текста. Таблица приучает учащихся анализировать текст по уровням (фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический), позволяет определять своеобразие использования автором того или иного языкового средства и, что очень важно, осознавать авторский замысел, цель, с которой использованы носителем языка выявленные средства. Работая по предложенной системе, каждый учитель сможет сформировать навык стилистического анализа текста у учащихся, что даёт основание считать предложенную систему работы в достаточной степени технологизированной.
Подобный подход к раскрытию темы является внешней мотивацией для формирования поликультурной, самообразовательной, информационной и других компетентностей. Использованы объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, метод проблемного изложения знаний и частично-поисковый (эвристический). Приёмы и технологии обучения продиктованы внутренней необходимостью целостного анализа текста. Формы сотрудничества, реализованные на уроках: индивидуальные, групповые, фронтальные и коллективные, – призваны сформировать социальную компетентность учащихся. Предназначено учителям языка, руководителям МО и предметных кафедр в организации обучения. Материалы предлагаемой разработки могут быть полезны учащимся старших классов, интересующимся предметом, для дистанционного самообразования, для подготовки к внешнему независимому оцениванию, к предметным олимпиадам и творческим конкурсам.
Использование данной разработки позволит пользователям расширить, углубить и систематизировать знания программного материала по курсу «Стилистика русского языка», поможет учителю сэкономить время при подготовке к урокам, на современном уровне реализовывать дидактические задачи программы и совершенствовать профессиональный уровень.
Литература
1. Російська мова: Програма для 5–12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання / Н.Г. Озерова та ін. – Чернівці: Видавничий дім «Букрек», 2005


Wiadomość zredagowana przez Pedchenko - Poniedzieałek, 08.06.2015, 15:43
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Новый ответ
Imię:
Tekst wiadomości:
Kod bezpieczeństwa:

Copyright РФП МГУ © 2025
Веб-дизайн, технічна підтримка та адміністрування: Белла Марина Віталіївна its.me.marina@gmail.com