Centrum Kultury Polskiej
Mariupolski Uniwersytet Państwowy

 
Forum
Forma logowania

Mapa strony

Statystyka

Witaj, Gościu · RSS 15.01.2025, 11:14

[ Nowe wiadomości · Regulamin forum · Wyszukiwanie · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ПОБУЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К НАУЧНО
PedchenkoData: Wtorek, 26.05.2015, 19:09 | Wiadomość # 1
Grupa: Проверенные
Wiadomośc: 22
Plusiki: 1
Status: offline
Игнатова Елена Николаевна,
методист МНМЦ г. Мариуполя, Украина

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ПОБУЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Привычным делом как для учителя, так и для ученика является лабораторная работа по химии, физике, биологии, т.е. по естественно-научным предметам. На уроках русского языка и литературы термин «лабораторная работа» звучит редко, но по существу многие традиционные виды работ проводятся как лабораторные работы: языковой анализ, орфографические упражнения, словообразовательные задачи, изложение, сочинение, сопоставительный анализ, нахождение закономерностей, моделирование ситуаций и др.
На основании имеющегося опыта члены творческой группы пришли к убеждению, что лабораторная работа должна обрести свою концепцию и иметь определенное самостоятельное место в методике преподавания русского языка и литературы. Она заключает в себе огромный потенциал развития исследовательских навыков учащихся и может применяться не только на этапе усвоения и закрепления, но и на этапе объяснения нового материала.
Содержанием лабораторных работ должен быть материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящий перед учеником учебно-научные и творческие задачи, обеспечивающий новое или более глубокое рассмотрение языковых и литературных явлений, известных и неизвестных учащимся, «погружение» в содержание изучаемого произведения. Задания при исследовательской методике могут быть различными. Если лабораторные занятия предшествуют практическим, то ставится задача исследовать какой-то частный вопрос; если же лабораторные работы следуют после практических, то они носят обобщающий характер.
Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок, часть урока, а также они могут являться домашним заданием. Задание может включать следующие этапы исследования:
- наблюдение и изучение фактов и явлений;
- выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;
- выдвижение гипотезы;
- построение плана исследования;
- выяснение связей изучаемого явления с другими;
- решение лингвистической или литературоведческой задачи;
- обобщение результатов и формулировка вывода.
Уроки, проведенные в форме лабораторной работы, могут обеспечивать следующие цели:
 Повышение уровня знаний: постижение, прочное усвоение теоретического материала и овладение навыками грамотного письма и устной речи.
 Включение полученных теоретических знаний и приобретенных умений и навыков в систему сознательной деятельности в изучении разделов программы по русскому языку и литературе.
 Воспитание самостоятельности:
 развитие навыков самостоятельно наблюдать, анализировать и обобщать языковой материал;
 совершенствование навыков самостоятельной работы с научной литературой, фактическим материалом, навыков грамотного оформления полученных результатов, культуры научного изложения.
 Приобретение навыков библиографической работы.
 Развитие лингвистического мышления и формирование научного мировоззрения.
 Совершенствование исследовательских навыков, связанных с узнаванием изученных категорий на основании анализа и синтеза.
 Проверка прочности усвоенных знаний на основе лабораторного апробирования.
 Умение использовать полученные знания для решения определенной научной и практической задачи в результате лабораторного практикума.
 Умение использовать различные приемы распознавания ошибок и приемы устранения ошибок.
 Формирование языковой и коммуникативной компетенции учащегося.
Ключевые слова:
анализ,
интерпретация,
самораскрытие,
самовыражение,
личностное отношение.

Виды деятельности:
наблюдение,
исследование,
сопоставление,
составление устных и письменных отчетов,
самооценка, взаимооценивание
В силу своей практической направленности лабораторные занятия всегда имеют исследовательский, поисковый характер, предполагают применение различных методов и приёмов исследования (описательного, сопоставительного), использование научной литературы, словарей, справочников. Как особый вид самостоятельной работы учащихся лабораторные занятия формируют умения анализировать факты, фиксировать закономерности, исследовать языковой материал, обобщать результаты исследования, делать выводы.
При проведении лабораторных работ учитываются следующие параметры:
1. Задания для индивидуальной и групповой работы. Важно продумать оценочный лист, в котором будут фиксироваться результаты качества обученности каждого ученика и работы в целом.
2. Время выполнения лабораторной работы – 1 – 2 урока.
3. Структура (алгоритм) проведения лабораторных работ:
• подготовительный этап, включающий повторение теоретических сведений, выполнение практических заданий, предварительное ознакомление учащихся с темой лабораторной работы и литературой к ней;
• проведение лабораторной работы:
а) чёткое определение целей, порядок выполнения лабораторной работы, обозначенный в индивидуальных картах;
б) оснащение лабораторной работы: тексты, справочники, учебные пособия, таблицы; выбор оборудования определяется целями, тематикой работы, уровнем подготовленности учащихся;
в) самостоятельное выполнение лабораторной работы. Для этого очень важно определить время выполнения работы. Основная функция учителя на этом этапе работы – контроль за самостоятельной деятельностью учащихся и по мере надобности индивидуальные консультации по оформлению результатов лабораторной работы; учащиеся, применяя методы лингвистического анализа, исследуя заданный текст, обрабатывают свои наблюдения и оформляют письменно.
г) подведение итогов лабораторной работы: ответы учащихся, внесение исправлений, выяснение учителем уровня овладения материалом.
4. Каждая работа учащихся оценивается учителем. Результаты лабораторной работы тщательно анализируются в классе. Материал, предложенный для самостоятельного изучения, должен быть усвоен каждым.
Предлагаю лабораторную работу по «Мифу о солнце» А. Мельникова-Печерского.

«Миф о солнце»
(в пересказе А. Мельникова - Печерского)

Алгоритм работы учащихся

1. Ознакомление с темой лабораторной работы.
2. Коллективное обсуждение цели и задач работы, инструкции по ее выполнению.
3. Самоподготовка учащихся в группах: выполнение заданий исследовательского, аналитического характера, составление устных ответов.
4. Индивидуальное решение тестовых заданий.
5. Оценка деятельности каждого из участников лабораторной работы.

Цели и задачи: (ставятся совместно с учителем или самостоятельно)
Познакомиться - с мифологией древних славян,
исследовать - отрывок из романа П. И. Мельникова- Печерского « В лесах»,
формировать навыки образного и абстрактного мышления , провести наблюдение- над представлениями древних славян о явлениях природы ,развивать - навыки анализа текста.
Оборудование: текст мифа, таблица «Поиск соответствий», вопросы тестирования.

Ход работы

I. Формирование групп-лабораторий.
Условие: в каждой группе должны бать учащиеся–представители разных уровней компетентности. Группа выбирает руководителя лаборатории, который распределяет задания, помогает при необходимости уточнить и осмыслить суть задания.

II. Лабораторные исследования

Опыт №1 Совместная работа лаборатории.
«Поиск соответствий».

«Сотрудники лаборатории» пытаются соотнести понятие по его содержанию
Термин Содержание понятия
Миф Поэтический рассказ о былом с элементами вымысла

легенда
Действие совершается:
- в неопределенные время («давным- давно»);
- в вымышленном мире («в тридевятом царстве»);
- герои – плод фантазии.
сказка Произведение, дающее представление об окружающем мире

Чтение теоретического материала по учебнику. Выводы (чем миф отличается от других жанров литературы): _________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт №2 Лексико-орфографическая работа
Определить лексическое значение, запомнить правописание
свирепствовать — 1) поступать свирепо; 2) проявляться,
распространяться с большой силой;
вещее (слово) — пророческое, предвидящее будущее.
кромешная тьма – беспросветная темнота
живоносный свет – несущий жизнь, оживляющий
палящая жизнь – очень жаркая, обжигающая
вертеп – устаревшее название пещеры, сохранившееся в церковнославянском; потаённое место

Опыт №3 «Аналитическая работа с деформированным текстом
«Распутайте путаницу».
Задание: установив последовательность предложений, вы сможете подробно пересказать «Миф о солнце»
- «воссияло Солнце красное»; 2
- «жадно пила она золотые лучи живоносного света»; 3
- «здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний»; 5
- «пламень взора светлого Яра в одно мгновение пронзил неизмеримые слои мрака»; 1
- «и все жило, и все любило, и все пело хвалебные песни Отцу- Яриле, Матери-Сырой-Земле»; 4
- «человек поднял к небу разумную голову и на речь отца громовую отвечал вещим словом, речью крылатою». 6

Опыт №4 «Творческая работа»
Подготовьте устный ответ на вопросы:
1 группа. - Что объясняет народный миф о солнце? ( Происхождение мира, смену времен года, появление на земле огня)
2 группа. - Как объясняет миф появление растений и животных? ( Растения животные и человек – дети Матери- Сырой –Земли и бога солнца Отца- Ярилы. Миф объясняет происхождение всего живого любовью: « И все жило и все любило, и все пело хвалебные песни Отцу-Яриле и Матери- Сырой- Земле)
3 группа. - Как объясняется в мифе появление ума у человека? ( Ум у человека появился от удара по голове « золотой вожжей- яркой молнией»)

Опыт №5 Поисково-исследовательская работа с текстом.
Какие средства использованы в тексте? Приведите примеры, запишите в тетрадь.
1 группа - эпитеты ( « синие моря», « Мать- Сыра- Земля», « солнце красное», « бог светлый», « речь крылатая»).
2 группа- метафоры ( « пламень взора…пронизал слои мрака», « взор прорезал тьму»).
3 группа-олицетворения ( « Мать- Сыра- Земля от сна проснулась…стала тосковать»).

Опыт №6 «Повторим изученное»
Тестовые задания по теме лабораторной работы
1. Главными героями Народного мифа о Солнце являются:
а) Мать-Сыра-Земля;
б) бог ветра Стрибог;
в) бог грозы Перун;
г) светлый Яр (Ярило);
е) богиня весны Лада;
ё) человек.
2. Какие явления природы объясняет Народный миф о солнце?
а) смену дня и ночи;
б) появление радуги;
в) смену времён года;
г) появление огня.

3. Чьим сыном является человек в народном мифе о Солнце? (Ответ напишите)
4. Распределите имена богов в соответствии с мифологией:
А) Зевс; а) славянская мифология;
Б) Перун; б) древнегреческая мифология;
В) Ра; в) древнеегипетская мифология;
Г) Брахма. г) древнеиндийская мифология.

Оцените результаты своей работы
1) Без ошибок решил тестовые задания – 2 балла
2) Опознал понятие по его описанию - 1 балл
3) Правильно определил средства языка–3 балла
4) Справился с логической задачей «Распутай путаницу» - 3 балла
5) Принял участие в выступлении по предложенной теме - 2 балла
6) Твоя речь отличалась логичностью, была грамотной - 1 балл
Поставьте себе оценку за работу__________
Оценка учителя ________________________
Домашний опыт
Творческий эксперимент
- Составьте устный монолог «Языческие славянские праздники, связанные с огнём» (На масленицу сжигают куклу Масленицы; на Ивана Купала прыгают через костёр.);
- Нарисуйте иллюстрации к «Мифу о Солнце».
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Новый ответ
Imię:
Tekst wiadomości:
Kod bezpieczeństwa:

Copyright РФП МГУ © 2025
Веб-дизайн, технічна підтримка та адміністрування: Белла Марина Віталіївна its.me.marina@gmail.com