Centrum Kultury Polskiej
Mariupolski Uniwersytet Państwowy

 
Forum
Forma logowania

Mapa strony

Statystyka

Witaj, Gościu · RSS 15.01.2025, 11:14

[ Nowe wiadomości · Regulamin forum · Wyszukiwanie · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ПРОБЛЕМА ЦИКЛИЗАЦИИ В РОК-ПОЭЗИИ
PedchenkoData: Piątek, 22.05.2015, 17:00 | Wiadomość # 1
Grupa: Проверенные
Wiadomośc: 22
Plusiki: 1
Status: offline
Ильинская Виктория Владимировна,
магистрант Мариупольского государственного университета, Украина

ПРОБЛЕМА ЦИКЛИЗАЦИИ В РОК-ПОЭЗИИ

Главным способом бытования рок-культуры является альбом. Следует заметить, что в роке существование композиции вне альбома почти невозможно. Следовательно, альбом может быть рассмотрен как особая жанровая форма, которую вполне можно соотнести с лирическим циклом. Альбом в рок-поэзии обладает основными особенностями, которые присущи лирическому циклу: авторские контексты; единство композиций, входящих в альбом, которые объясняются замыслом автора; альбом озаглавлен самим автором и т.д. Особого внимания заслуживает рассмотрение альбома непосредственно в его связи с лирическим циклом. Энциклопедия рок-самиздата так определяет особенности альбома: «Рассмотрение альбома как жанрового целого через наличие в нем таких циклообразующих частей (заглавия, композиции, пространственно-временных отношений, изотопии) можно рассматривать как важнейший подход к феномену существования рок-поэзии» [2, с. 158]. Ю. Доманский в работе «Русская рок поэзия: проблемы и пути изучения» проводит параллель между альбомом и лирическим циклом: «Наблюдения показывают, что по крайней мере четыре циклообразующих (заглавие, композиция, пространственно-временные отношения и изотопия) «работают» в альбоме. А это, в свою очередь, позволяет сделать вывод о том, что альбом в рок-поэзии выполняет те же функции, что и цикл в лирике, а именно позволяет воплотить систему авторских взглядов, т.е. концепцию» [1, с. 75]. Таким образом, в альбоме складываются особые отношения между стихотворением и контекстом, которые позволят воплотить в стихотворении сложную систему взглядов, целостность личности, мира и т.д. Кроме того, мышление циклами говорит об особом мироощущении рок-поэтов и об отнесенности рок-поэзии к русской литературе и, в целом, культуре XX века.
В русском роке распространено и такое явление, как альбомы, целиком составленные из песен на «чужие» стихи, когда концепция воплощается не только в музыке, но и в подборе и расположении в альбоме стихов одного автора (например, альбом Александра Градского «Сатиры» написан на стихи Саши Черного) или соединении стихов различных авторов – по такому принципу строится ряд альбомов того же Градского (так, «”Сама жизнь” / “Утопия А.Г.”» содержит песни на стихи П. Беранже, П. Шелли, Р. Бернса, а песни альбома «”Ностальгия” / “Флейта и рояль”» написаны на стихи В. Набокова, В. Маяковского и Б. Пастернака) или альбомы группы «Странные игры» «Метаморфозы» и «Смотри в оба» (участники этой группы «в качестве текстов к композициям использовали переводы французских поэтов и шансонье XX века») Распространено в роке и перенесение песен из альбома в альбом, благодаря чему в новом контексте может возникать новый смысл.
Наличие циклов свойственно всем родам литературы. Однако основное внимание исследователи уделяют циклу в лирике. В истории русской поэзии лирический цикл получил наибольшее распространение в поэтике символизма. Тогда формирование цикла/книги как жанрового образования было в основном завершено. Можно утверждать, что именно в литературе Серебряного века цикл заявил о себе, как основной поэтический жанр. Позже довольно многие поэты обращались к лирическому циклу, что говорит о нем как об одном из важнейших жанровых образований русской литературы.
В русском роке распространено и такое явление, как альбомы, целиком составленные из песен на «чужие» стихи, когда концепция воплощается не только в музыке, но и в подборе и расположении в альбоме стихов одного автора. Распространено в роке и перенесение песен из альбома в альбом, благодаря чему в новом контексте может возникать новый смысл. Благодаря этому старая песня в новом контексте может обретать новый смысл. В культуре русского рока встречаются случаи, когда альбом составляется из «чужих» песен, т.е. автор альбома выступает только как исполнитель. Причем, материалом таких альбомов могут быть и песни разных авторов. Итак, можно сделать вывод, что рок сохраняет основные черты, отмеченные исследователями в лирических циклах. Это позволяет относить русскую рок-культуру в контекст поэтической традиции. И, как всякая традиция, традиция циклизации рок-культурой развивается.
Литература
1. Доманский Ю. Русская рок-поэзия: Проблемы и пути изучения / Ю. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – 1999. - № 2.
2. Золотое Подполье. Полная иллюстрированная энциклопедия рок-самиздата. История. Антология. Библиография / Сост. А. Кушнир, С. Гурьев. – Нижний Новгород: Деком, 1994. – 368 с.
Summary
The article discusses the problems of rock poetry. The album is considered as a genre form, which can be correlated with the lyrical cycle. We analyzed the main methods of existence of rock culture and the possibility of its existence in the context of poetic tradition.


Wiadomość zredagowana przez Pedchenko - Piątek, 22.05.2015, 17:04
 
OlgaLifirenkoData: Czwartek, 28.05.2015, 20:47 | Wiadomość # 2
Grupa: Проверенные
Wiadomośc: 1
Plusiki: 0
Status: offline
Здравствуйте, очень заинтересовала Ваша статья. Существуют ли законодательные нормы, связанные с незаконным использованием чужого творчества? Может ли автор, который использует чужие стихи, обезопасить себя от претензий в свою сторону?
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Новый ответ
Imię:
Tekst wiadomości:
Kod bezpieczeństwa:

Copyright РФП МГУ © 2025
Веб-дизайн, технічна підтримка та адміністрування: Белла Марина Віталіївна its.me.marina@gmail.com