Centrum Kultury Polskiej
Mariupolski Uniwersytet Państwowy

 
Forum
Forma logowania

Mapa strony

Statystyka

Witaj, Gościu · RSS 15.01.2025, 06:42

[ Nowe wiadomości · Regulamin forum · Wyszukiwanie · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
РОК-ПОЭЗИЯ В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ
MarinaData: Sobota, 28.06.2014, 22:45 | Wiadomość # 1
Grupa: Администратор
Wiadomośc: 127
Plusiki: 1
Status: offline
Ильинская Виктория Владимировна
студентка Мариупольского государственного университета Украина


РОК-ПОЭЗИЯ В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ


В современном литературоведении ведутся споры о принадлежности рок-поэзии к какому-либо литературному жанру и к литературе вообще. Нет устоявшегося и закрепившегося мнения о том, что рок-произведения можно отнести конкретно к поэзии, как и нет убеждения в том, что рок-поэзия может существовать вне музыки и издаваться в виде поэтических сборников. К этой проблеме обращается Ю.Доманский в работах: «Русская рок-поэзия: проблемы и пути изучения», «Циклизация в русском роке». В них наиболее широко раскрывается проблема изучения рок-поэзии и рок культуры в целом. Автор рассматривает пути изучения феномена русской рок-поэзии, вопрос об отграничении рок-поэзии от прочих явлений культуры. Т. Логачева затрагивает проблему жанровой природы рок-произведений и возможности их самостоятельного бытования вне музыки и шоу в своей работе «Русская рок-поэзия 1970-х - 1990-х гг. в социокультурном контексте». Следует также выделить сборники «Русская рок-поэзия: текст и контекст», выпускаемые кафедрой теории литературы Тверского государственного университета, которые стали своего рода феноменом литературоведения. Статьи сборников посвящены проблемам поэтики и семантики русского рока, в них рассматриваются новые формы бытования песенных текстов, решаются проблемы текстологии, рассматривается проблема циклизации альбомов, субкультурности рок-поэзии и т.п. нам представилось интересным рассмотреть жанровую специфику рок-поэзии на материале творчества А. Васильева («Сплин»)
Рок-тексты занимают промежуточное положение между собственно поэзией и словесным сопровождением музыки. На данном этапе современного литературного процесса рок-поэзия рассматривается как своего рода субкультура, ориентированная преимущественно на современное молодое поколение, что является не совсем верным определением. Особое внимание следует уделить явлению рок-поэзии и ее связи с художественной литературой, в частности, с литературой Серебряного века, где можно даже выделить общую тематику, присущую обеим, а также литературные традиции, к которым обращаются рок-поэты. Рок-поэзия восходит к фольклору, использует в своих произведениях различного рода мифы и т.д., но главное, что сумела вобрать в себя рок-поэзия – это близкое литературе XX века мироощущение катастрофы, упадка, абсурдности бытия.
Очень значимым для рок-поэзии остается обретение человеком свободы, своего истинного «я». Часто используется мотив двоемирия: реальность искажена, а идеалом является некий мифический Потерянный рай, к которому нужно стремиться – это та гармония, которую человек утратил из-за своей греховности, но которого можно достичь путем сложного духовного поиска. «Рок-герой является носителем мистического сознания: чаще всего он провидец, который осознает глубинную суть происходящего в жизни. Но он же и боец, и критик, и шут, меняющий маски в зависимости от ситуации, но он непременно остается самим собой» - говорит в своей научной работе Т. Кожевникова. [1; с. 74].
Следует отметить связь рок-поэзии с постмодернизмом, на что указывают и некоторые исследователи, отмечая, в частности, что в стихах Башлачева насыщенность цитатами и сам способ цитирования – не отдельных строк, а строк как знаков времени, - свидетельствует о новом этапе развития литературы (постмодернистском) Далее эта тенденция развивается и у многих других современных рок-авторов. Как отмечает А. Моисеев, изучая интертекст русской поэзии: «…каждое слово в постмодернистской культуре – это цитата, и использование цитат, вообще «чужого» слова характерно как для признанных авторитетов рок-поэзии (Кинчев, Башлачев), так и для молодых поэтов (Арбенина)» [2; с.199].
Главным способом бытования рок-культуры является альбом. Следует заметить, что в роке существование композиции вне альбома почти невозможно. Следовательно, альбом может быть рассмотрен как особая жанровая форма, которую вполне можно соотнести с лирическим циклом. Альбом в рок-поэзии обладает основными особенностями, которые присущи лирическому циклу: авторские контексты; единство композиций, входящих в альбом, которые объясняются замыслом автора; альбом озаглавлен самим автором и т.д.
Так «Реверсивная хроника событий» А. Васильева (группа «Сплин») – это альбом-эксперимент, каждая композиция которого вызывает больше вопросов, чем ответов – там царит культ неясностей, пропусков и намеков. Песни неоднородны по жанру: можно встретить рок-балладу «Сиануквиль», романс «Романс», мантру «Человек и Дерево» и чисто рокенролльные композиции «Бериллий», «7/8». Автор экспериментирует с музыкой: первая песня под названием «7/8» – написана в нестандартном для песни ритме – 7/81. В тексты вставлены реверсированные строки (развернутые задом наперед) – так в песне «Лабиринт»:
Шампанское льётся на кухне их крана
На головы на (ыволог)
В этом альбоме автор задается целью постичь мир и место человека в нем. «Текстам А. Васильева присуща особая постмодернистская гиперчувствительность, вследствие которой мир видится огромным и хаотичным. Законы, по которым развиваются время и пространство – демонстрируют свою условность» [3; с.195]. Таким образом, в альбоме «Реверсивная хроника событий» наблюдается широкое использование поэтики постмодернизма – это и неясность, лабиринт смыслов, принцип произвольного монтажа, дисгармоничность, несоразмерность. Также происходит разрушение традиционного канона прекрасного. Однако главным отличием творчества А. Васильева является открытость автора миру, принятие его хаотичной красоты, в противовес бытующему в постмодернизме страху перед окружающей действительностью. Произведений А. Васильева так же характерно сходство с декадентским мироощущением Серебряного века. Но если в начале прошлого века декадентские чувства были безысходны, то здесь мы видим надежду, стремление к свету, спасению и гармонии.
Таким образом, рок-поэзия развивается, следуя современным литературным традициям, что и позволяет говорить о ней как о самостоятельном явлении не только современной культуры, но и литературы.

Литература
1. Кожевникова Т. Этапы становления русской рок-поэзии в контексте обретения национального содержания / Т. Кожевникова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 41. – С. 73-77
2. Моисеев А. Интертекст в русской рок-поэзии: к проблеме изучения / А. Моисеев // Политическая лингвистика. – 2005. – № 16. – С. 197-202
3. Пилюте Ю. Постмодернизм в творчестве А. Васильева / Ю. Пилюте // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – 2007. - № 9. – С. 194-200.

Резюме
Данная работа посвящена рассмотрению феномена рок-поэзии в контексте литературных традиций. Особое внимание уделяется проблеме принадлежности данного явления рок-культуры к какому-либо литературному жанру и к литературе, в целом. В работе рассматривается специфика жанра рок-поэзии, формы бытования рок-произведений, а также проблема циклизации. В качестве анализа явления рок-поэзии в работе рассмотрено творчество группы «Сплин» в контексте литературы XX века, с целью доказать, что рок-поэзию на современном этапе можно смело отнести к литературному явлению.

Summary
This work is devoted to consideration of a phenomenon of rock poetry in a context of literary traditions. The special attention is paid to a problem of accessory of this phenomenon of rock culture to any literary genre and to literature, as a whole. In work specifics of a genre of rock poetry, a form of an existing of rock works, and also a cyclization problem are considered. As the analysis of the phenomenon of rock poetry in work Splin group creativity in a context of literature of the XX century, with the purpose to prove is considered that the rock poetry at the present stage can be carried to the literary phenomenon safely.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Новый ответ
Imię:
Tekst wiadomości:
Kod bezpieczeństwa:

Copyright РФП МГУ © 2025
Веб-дизайн, технічна підтримка та адміністрування: Белла Марина Віталіївна its.me.marina@gmail.com